7
Апр

А вы, смогли бы ударить ближнего электрошоком за деньги?

В реальной ситуации люди зачастую совершают совершенно иной выбор, нежели в гипотетической. Морально-этические соображения, столкнувшись с суровой правдой жизни, отходят на второй план, оставляя при этом, правда, место для жалости. Отличным подтверждением этому служит эксперимент психологов из Кембриджского университета (Великобритания).

Суть дилеммы, перед которой английские исследователи ставили участников эксперимента, была очень проста: разрешишь ударить другого человека током – получишь деньги. Размер вознаграждения варьировался в зависимости от постепенно возрастающей силы удара и начинался от одного фунта стерлингов. Потолок при этом был установлен на уровне 20 фунтов.

Пока подобный выбор оставался чисто умозрительным, 64% подопытных заявляли, что ни за какие деньги не подвергнут ближнего электрошоку, даже самому слабому. Однако во второй, практической, стадии эксперимента подавляющее большинство изменило своё мнение. 96% раз за разом нажимали на кнопку «Yes», чтобы получить уже не гипотетические, а вполне реальные деньги. Правда, «палачи», видевшие содрогающуюся в конвульсиях руку «жертвы», не доходили до конца и останавливались в среднем на 15,77 фунтах. А если им показывали ещё и лицо – то на 11,55.

Томограммы показывали, что при совершении выбора в мозгу испытуемых возбуждался специфический отдел – островковая доля, отвечающая, по-видимому, за эмоции. Ориэл Фельман-Холл (Oriel FeldmanHall), один из авторов исследования, полагает, что это отражение непростого выбора между жаждой денег и жалостью к «жертве».

«Результаты нашего эксперимента могут оказаться для кого-то холодным душем, но о них стоит узнать, это пригодится в жизни», – сказал учёный журналистам, добавив, что изучение механизмов возникновения чувства жалости в нашем мозгу ещё только начинается. Однако о том, что даже в условиях эксперимента человек способен на многое, известно давно, достаточно вспомнить классические «тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо (Philip George Zimbardo) и эксперимент Стенли Мильграма (Stanley Milgram), известный также как «тест Эйхмана».

Работа кембриджских учёных, представленная 4 апреля на ежегодной встрече Общества когнитивной неврологии (Cognitive Neuroscience Society) в Сан-Франциско, США, напоминает эксперимент трёхлетней давности, в котором нейрофизиологи из Бостонского университета установили, что информация о чужих заработках стимулирует людей работать лучше. Подопытные, получавшие за выполнение заданий больше денег, чем их конкуренты, демонстрировали более высокую активность в так называемом мозговом «центре удовольствия».

www.vokrugsveta.ru

Интересуемся также:

Вы можете читать эту запись через RSS 2.0 поток.

Оставить мысль

Вы должны быть зарегистрироавны чтобы оставить комментарий.